Журнал «Дагестан» » Проекты » Много солнца

Много солнца

Огромные, горячие абрикосы, треугольные зубцы скал, которые не перепутаешь ни с какими другими, закаты и рассветы невероятной красоты и люди невероятной доброты — такие впечатления увезли из села Могох художник Инесса Гимбатова (Цгоева) и студенты ХГФ ДГПУ, которым повезло побывать здесь на пленэрной практике прошлым летом.



Много солнца


 Будущие художники и их руководитель провели в селе две недели. Все расположились в гостеприимном доме Юсупа и Айзанат Магомедовых. Они приходятся родственниками декану ХГФ, заслуженному художнику Дагестана Хабибурахману Омарову, и, зная, как нелегко организовать выезд на практику, пригласили ребят к себе. Когда количество студентов перевалило за 30 (впечатлённые восторженными отзывами однокурсников приехали те, кто поначалу собирался пленэрить в других местах), стало слишком тесно, и часть группы на несколько дней перебралась в дом не менее радушных Имангазали и Патимат Гитинмагомедовых.






 Инессе Гимбатовой пришлось проявить чудеса дипломатии, дабы не обидеть семью Магомедовых (которые переживали, что гостям у них не понравилось) и других жителей аула, готовых предоставить художникам свои дома.

— Каждый считал своим долгом нас чем-нибудь угостить, — рассказывает Инесса. — Доходило до смешного. «У вас есть сыр?» – спрашиваем мы соседку, которая держит коров. «Конечно, есть!» – отвечает она. «Сколько стоит? Мы хотим купить». – «Нет, не продаётся! Так берите!». И не поймёшь, то ли люди здесь такие, потому что земля щедрая, то ли наоборот.




Могох расположен на небольшом пологом плато на одном из разветвлений Гимринского хребта. У села богатая история: судя по археологическим находкам, люди поселились здесь более двух тысяч лет назад. В здешних краях хорошие природно-климатические условия для садоводства, но вот земли, как везде в горах, недостаточно, поэтому горцы были вынуждены построить искусственные террасы, на которых и разместились знаменитые на весь Дагестан могохские сады.





В ауле ещё сохранилась традиционная горская архитектура: узкие улицы, часто перекрытые сверху; дома, карабкающиеся по склону друг на друга — всё то, что так интересует художников и туристов, но не способствует комфортной жизни сельчан. Новые дома не столь «живописны», но зато намного просторнее и удобнее, в чём многочисленная художественная «коммуна» убедилась на себе. И надо отдать должное не только гостеприимству, но и бесконечному терпению хозяев, которые за всё время «оккупации» их дома художниками ни словом, ни жестом не выказали им какого-либо недовольства. Наверное, именно такое терпение было у их предков, в хурджинах носивших плодородную землю из долин в эти горы, обустраивавших для садов систему орошения, которая работает до сих пор.




Июль — горячая пора для жителей Могоха, ведь именно в это время созревают абрикосы, которыми так славится Гергебильский район. Надо собирать и вывозить на продажу урожай, заготавливать сок и сушить курагу на зиму, да и других хлопот по хозяйству в селе немало. Но могохцы находили время, чтобы общаться с художниками и позировать им. Правда, сеансы были недолгими — не привыкли сельчане часами сидеть без дела, поэтому студентам пришлось довольствоваться быстрыми зарисовками.




— Наша хозяйка Айзанат — директор местной школы. Детей в ауле много, школа не пустует, хотя классы небольшие, — говорит Инесса Гимбатова. — Чтобы отблагодарить Айзанат и всех жителей села за радушие и тёплый приём, мы со студентами решили расписать кабинеты начальных классов. Слух о том, что художники разрисовывают стены в школе, тут же облетел село. Детвора буквально сыпалась внутрь через окошки, — смеётся художница, — а когда некоторым доверили раскрасить какие-нибудь цветочки, их счастью не было предела!

Хотя у самой Инессы было немало хлопот, как у руководителя практики, она успела поработать и как художник. Гимбатова — замечательный живописец, но в полевых условиях, на пленэре, писать маслом не очень удобно — только принесёшь тяжелый этюдник, расставишь его, разложишь краски, то ветер грозит всё опрокинуть, то пыль и мошкара норовят к холсту прилипнуть. Поэтому Инесса работала в основном пастелью. Она вообще часто использует её (чуть ли не единственная из современных дагестанских художников), хотя подчеркивает, что не относится к ней серьёзно:

— Технически — это выход для меня, особенно во время пленэра. Это что-то среднее между живописью и графикой. На полноценную живопись порой недостаточно времени, сил и возможностей.   А в графике мне не хватает цвета, и я не очень сильна в рисунке, не владею линией в должной мере — всегда пытаюсь выехать за счёт пятна. Работая пастелью, я обычно протираю тени, а там, где свет, оставляю мелок, его фактуру — так возникает некий эффект трёхмерности. 

Искусство Гимбатовой всегда яркое, ясное, жизнеутверждающее.  Наверное, потому, что она сама такая — светлая и тёплая, располагающая к себе всех после десяти минут знакомства. Её обожают студенты, ценят и любят коллеги. А ещё она совершенно не умеет слушать комплименты своим работам — очень смущается и даже пытается оправдываться. И утверждает, что боится цвета. Хотя, глядя на её произведения (будь то живопись или пастель), ты сначала влюбляешься в цвет, «вкусные» цветовые сочетания, а уже потом замечаешь точно выверенную гармоническую композицию, глубину пространства и другие достоинства. Спрашиваю: как же так получается, в чём же «страх цвета», если даже самый внимательный зритель в итоге не замечает его; отвечает: «Боюсь, но делаю». И чем больше боится — тем смелее делает. Например, пишет красным или берёт холст большого размера,  или бумагу чёрного цвета. На глухом чёрном пастель выглядит ещё более фактурно, живо.








Преодолеть свой внутренний страх и писать ярко. Набраться смелости, чтобы перестать считать себя ученицей, повести за собой собственных учеников и при этом вступить в Союз художников позже некоторых из них. Чем больше я узнаю Инессу, чем дольше наблюдаю за ней в разных ситуациях, тем больше восхищаюсь её умением быть благодарной. Своим учителям, например:

 — Иса Алиевич Хумаев, мой педагог в художественном училище, многое дал мне в плане восприятия окружающего мира, тонкого отношения к нему. Вот он стоит, смотрит в окно во время занятия, ну что там за окном — махачкалинский двор, а потом поворачивается и показывает рисунок: веточка, на ней птичка — так просто и так красиво.

Конечно, Абдулзагир Бозгитович Мусаев научил меня многому в профессии, если не сказать — всему. Технику дал, а главное… (задумывается), наверное, в том, что научил основательному подходу. Когда нужно не просто почувствовать, а погрузиться в материал, в процесс. 

… Своим ученикам, друзьям, своим родителям и детям. Она благодарна самой жизни, и действительно живёт по принципу «дождь ли снег — любое время года — надо благодарно принимать». Редчайший дар.


Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество